Что мешает Украине быть развитой и богатой?

По мнениям экспертов, только политика, основанная на признании приоритетности наукоемких и высокотехнологических областей экономики, дадут возможность Украине состояться в мировом экономическом пространстве.
Однако, пошел двадцатый год развития независимого украинского государства, в этом году начало работать уже шестнадцатое правительство. И, тем не менее, Украина продолжает терять свои позиции в мире. По информации, опубликованной недавно Интерфаксом, Украина в текущем году заняла 89-е место (против 82-го в прошлом году) в рейтинге конкурентоспособности, рассчитываемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) для 139 стран мира. И это страна, которая способна запускать спутники в космос…
Вот на эту тему: что же, на самом деле, препятствует внедрению инноваций в Украине, при каких обстоятельствах наука станет источником экономического роста «Обозреватель» предложил рассказать экс-министру экономики Украины, заслуженному экономисту Украины Виктору Суслову.
Т.е. экономическое будущее Украины – «путь во мраке»?
Остановимся на экономическом «настоящем». Все ищут какой-то золотой ключик, которым можно «открыть» все проблемы. Украинские политики уже двадцать лет больше всего любят слова «инновации» и «инвестиции». А что в активе? Украина на первых местах в мире среди экспортеров зерновых, крупный экспортер сырья: химического, горно-металлургического, металла, удобрений и пр. Да, сегодня это наша экономическая ниша, но она характерна именно для развивающихся стран, дороги в будущее из нее просто нет.
В экономике используется такое выражение – «ресурсное проклятье», это применяется к тем странам, у которых есть достаточно богатые ресурсы, но вместо того, чтобы развивать интеллектуальную сферу: научную, технические разработки, улучшать уровень образования, и завоевывать мир с помощью научно-технических достижений, они соблазняются на более легкий путь, смысл их экономической политики: «копать и продавать!». Это, конечно, пример России, частично – Украины. Страны, которые не обладают богатыми ресурсами вынуждены были идти по другому пути, продавая продукты научно-технических разработок, и тут пример Японии наиболее типичен.
Любая страна, если она стремится быть развитой, завоевывает мир собственным ноу-хау. Именно в сфере продажи наукоемких высокотехнологичных продуктов производится максимальная добавленная стоимость, именно здесь можно защитить разработки патентами и на длительные сроки закрепить за собой рынки. Например, так действует Финляндия – крупнейший в мире производитель мобильных телефонов.
У нашей страны ведь изначально были несколько таких уникальных продуктов, «фишек»: космос, наука… Неужели действительно, все потеряно, и удел нашей страны «копать и продавать»?
Украина унаследовала от СССР крупнейший в мире ракетостроительный завод «Южмаш», технологии и обученный персонал. Всего несколько стран в мире могут запускать спутники, вообще работать по теме «космос», Украина в том числе. Но государственной политики, основанной на использовании этих достижений, не проводилось никогда за годы независимости. То же можно сказать и об украинском авиастроении. Украина имела все, чтобы стать мировым лидером грузовых авиаперевозок и продаж грузовых самолетов, но не стала! Потому что на деле украинским политикам это не было нужно, это не ложилось в сферу их личных коммерческих интересов.
Вообще научные и технические возможности страны оказались намного выше интеллектуального, культурного и нравственного уровня политической элиты, возглавившей страну. Вследствие этого, научно-технический потенциал, стоимость которого счислялась, вероятно, триллионами долларов, должен был деградировать до уровня этой элиты и резко обесцениться. Поверьте, в Верховной Раде очень много депутатов, озабоченных экспортом семян подсолнечника и импортом сахара-сырца, экспортом металлолома и импортом автомобилей. Но там нет депутатов, озабоченных судьбой украинских космических разработок.
Украина все еще входит в элитный мировой клуб «космических» государств, например, есть украино-бразильский космический проек «Алкантара – Циклон – Спейс». Расскажите подробнее, ведь вы имеете к нему прямое отношение.
Украина и Бразилия в 2003 году подписали договор о долгосрочном сотрудничестве, целью которого будет запуск спутников с бразильского космодрома Алкантара украинскими ракетами «Циклон-4» на круговые околоземные низкие и средние орбиты. Немного истории: на протяжении многих лет я был «связан с Бразилией». Когда был народным депутатом, а я знаю португальский язык, и хотел иметь постоянную тренировку, я в 1994 году в ВР создал межпарламентскую группу Украина-Бразилия, которую возглавлял 8 лет. Мы очень активно начали работать, установили связи с Национальным Конгрессом Бразилии. А там живет достаточно много выходцев из Украины, они тоже подключились.
И вот как-то выяснилось, что группа по дружбе с Украиной в Конгрессе стала самой многочисленной. Даже больше, чем группа Бразилия-США. И когда депутаты голосовали в Конгрессе об утверждении космической программы, они провалили предложения США и выбрали Украину. Был подписан ряд соглашений, по ним было создано совместное предприятие по строительству космодрома. Интересный был период, на память о нем у меня остался орден «Южный крест», которым меня наградил Президент Бразилии за вклад в развитие украино-бразильских отношений. Последние годы, к сожалению, проект реализуется медленно, первые запуски планировались на 2006 год, а уже, как видим, заканчивается десятый. В августе только начали рубить лес для площадки пускового комплекса.
В прошлом месяце мои бразильские друзья пригласили меня в Бразилию поговорить о судьбе проекта. Оказалось, что с украинской стороны проект плохо финансируется, не выполнены даже обязательства по внесению средств в уставный фонд совместного предприятия, проектно-конструкторские разработки украинских специалистов приходится финансировать за счет кредитов западных банков, а выполнение обязательств по этих кредитах ложится тяжелым бременем на уникальные украинские предприятия. Попытки выпрашивать дополнительные средства у бразильской стороны подрывают авторитет Украины как платежеспособного и надежного партнера.
Речь даже не о том, что в случае успеха проекта можно было бы заработать для государства до 10 млрд.долл. Речь о месте Украины среди развитых государств мира. Для того, чтобы оказаться на достойном месте надо всего лишь убедить тех, кто принимает решения, о необходимости масштабной государственной (!!!) поддержки проекта. Однако, напрасно мы будем искать космические проекты среди утвержденного перечня 10 национальных инвестиционных проектов. Такие вот «инновации» и «инвестиции» на практике.
Посмотрим на последние проблемы развития инновационных процессов в Украине: мы продвинулись по пути прогресса не очень далеко. Экономика невосприимчива к инновациям, этому есть много причин: нет механизмов государственного стимулирования проектов, отсутствие финансирования, правовая незащищенность проектов, неразвитость инновационного рынка, и, как следствие, инвесторы не желают финансировать инновационные проекты.
Источник Обозреватель

Discussion Area - Leave a Comment

You must be logged in to post a comment.