Потребительские рынки уверенно выходят из кризиса

В отличие от промпроизводства, металлургии или химпрома, прямо зависящих от мировой конъюнктуры, потребительские рынки уверенно выходят из кризиса. Как и предполагали Контракты в начале года, в пятерку наиболее быстрорастущих по итогам полугодия рынков попали услуги СТО, доступ к интернету, рынок одежды и обуви, косметика с парфюмерией и фармацевтика.
Стоит отметить, что три участника топ-5 — автосервис, услуги доступа к интернету и фармрынок — в первом полугодии продемонстрировали результаты, значительно превзошедшие прогноз конца 2009 года. Благодаря этому фармрынок даже смог подняться с последней на четвертую позицию в топ-5, опередив рынок косметики и парфюмерии (Контракты, №1–2 за 2010г.).
На первом месте в рейтинге Контрактов — услуги СТО. По оценкам операторов, в I полугодии 2010-го гривневый оборот рынка автоуслуг вырос на 40–45% год к году. Таким образом, при сохранении нынешних темпов роста, по итогам года выручка украинских СТО превысит 34–35 млрд грн. При курсе 7,8–7,9 UAH/USD это соответствует примерно $4,3 млрд, что почти на 10% превышает докризисные показатели 2008 года.
Основным драйвером роста рынка автоуслуг стало естественное старение 1,7 млн автомобилей, купленных украинцами в 2006–2008 гг. Кроме того, за период с января по июнь расценки мастерских выросли на 10–15% — за счет подорожания нормо-часа и комплектующих. Впрочем, рост цен наблюдался в основном на станциях технического обслуживания, не имеющих отношения к действующим в Украине дилерским сетям. Фирменные СТО, напротив, снижали расценки, поскольку их услуги были изначально дороже, чем в среднем по рынку.
Вместе с тем отечественный рынок автосервиса по-прежнему сложно назвать насыщенным. Из пяти с лишним тысяч украинских СТО гарантию по выполненным работам предоставляют едва две-три сотни. Что, в общем-то, неудивительно: если в странах Европы на одну станцию технического обслуживания приходится 500–700 авто, то в Украине — 1,2–1,4 тыс. Правда, в данном случае речь идет о легальных СТО, их количество, по некоторым оценкам, примерно равно «гаражным» мастерским, не утруждающим себя регистрацией.
Второе место в топ-5 самых быстрорастущих потребительских рынков занимают услуги провайдеров. По предварительным данным, темп роста рынка доступа за первые шесть месяцев составил 25–30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К концу 2010 года суммарный оборот украинских провайдеров превысит 3,4 млрд грн. Рост выручки — преимущественно результат расширения абонентской базы; причем большая часть новых пользователей — это абоненты широкополосного доступа, число которых, по данным iKS-Consulting, к лету 2010-го составляло около 2,5 млн (+ 10% ежеквартально).
По оценкам iKS-Consulting, больше всего абонентов широкополосной связи в начале нынешнего года насчитывалось у Укртелекома (услуга «ОГО!») — 946 тыс. по состоянию на начало апреля. С учетом того, что ежеквартальный прирост абонбазы ШПД от Укртелекома составляет около 12%, в настоящее время количество абонентов услуги «ОГО!» превысило 1 млн.
Второе место по числу абонентов скоростного интернета — со значительным отрывом от лидера — занимает традиционный конкурент Укртелекома на рынке столицы компания «Воля-Кабель», обслуживавшая к началу II квартала более 390 тыс. абонентов (+2,4% в квартал).
Замыкает тройку лидеров ТМ Beeline, чья абонентская база после объединения Голден Телекома и Украинских радиосистем по состоянию на начало апреля насчитывала 145 тыс. пользователей. Beeline продемонстрировала самые высокие темпы роста среди всех крупнейших провайдеров ШПД: +18,4% по итогам I квартала. Если компании удастся сохранить темп набора новых абонентов на нынешнем уровне, к 2011-му она вполне может претендовать на второе место в топ-3 крупнейших операторов скоростного интернета в Украине.
В отличие от рынков автосервиса или доступа к интернету, где темпы роста значительно превысили прогнозные показатели, рынок одежды и обуви особых сюрпризов в 2010-м не преподнес, оставшись на третьей позиции в топ-5. По итогам первого полугодия рост розничных продаж по оценкам операторов составил 20–23%. Исходя из такой динамики, к концу нынешнего года оборот этого рынка превысит 94 млрд грн. Основными рыночными тенденциями в I полугодии 2010-го, как и в прошлом году, оставались изменение покупательских предпочтений в пользу среднего и нижнего ценовых диапазонов, а также миграция наименее состоятельных покупателей на вещевые рынки и популярность стоковых магазинов.
Продажи лекарств — вопреки скептическим настроениям фармацевтов в конце 2009 года — продемонстрировали более чем впечатляющий рост. В итоге фармрынок переместился с последней на четвертую позицию рейтинга. Напомним, в декабре 2009-го операторы ожидали роста продаж на уровне 5–12%: до 17,5–19 млрд грн по итогам 2010 года. По мнению представителей аптечной розницы, ажиотажный спрос на лекарственные средства во время эпидемии гриппа осенью 2009-го должен был привести к накоплению у населения запаса лекарств, наличие которых негативно сказалось бы на объемах реализации в начале нынешнего года. Однако эти опасения оказались беспочвенны. По предварительным данным компании Proxima Research (система исследования рынка Фармстандарт/PharmXplorer), за шесть месяцев 2010-го объем продаж лекарств в аптечной рознице составил 9 млрд грн, что на 20% больше, чем в I полугодии 2009-го. Конечно, этот рост продаж не сравнить с прошлогодними +30%, однако пессимистичный прогноз образца 2009-го он превышает в два-четыре раза. При сохранении темпа прироста розницы на нынешнем уровне объем реализации лекарств в годовом исчислении может увеличиться до 20 млрд грн.
Замыкает топ-5 парфюмерно-косметический рынок. Оборот парфюмерной розницы в первом полугодии 2010-го увеличился на 14–15% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го, как и прогнозировали операторы в конце прошлого года. Скорее всего, эти темпы роста сохранятся и во втором полугодии. В этом случае годовой оборот рынка косметики и парфюмерии составит более 20 млрд грн. Правда, многие производители связывают надежды на рост продаж с неожиданным всплеском спроса со стороны аптечной розницы. Так, по данным системы исследования рынка Фармстандарт/PharmXplorer компании Proxima Research, в январе–марте нынешнего года продажи косметических средств в аптеках выросли более чем на 20% по сравнению с I кварталом 2009 года. Правда, объем этого сегмента по-прежнему невелик: около 300 млн грн в квартал, или чуть более 1,2 млрд в годовом исчислении. Так что существенного влияния на более чем двадцатимиллиардный рынок косметики и парфюмерии аптечный сегмент не окажет. Зато наверняка поможет улучшить показатели многим отечественным производителям, поскольку, по данным Proxima Research, рост продаж в аптеках вызван в основном спросом на недорогую продукцию, выпускаемую в Украине. Так, если темпы прироста аптечных продаж косметики отечественного производства в денежном выражении по итогам I квартала составили 32,1%, то реализация продукции зарубежного производства за тот же период увеличилась лишь на 15,7%.
Источник Контракты

Discussion Area - Leave a Comment

You must be logged in to post a comment.